Моя педагогическая философия
Мне вспоминается совет одного старца:
«Не потеряйте ни одного ученика
и пусть эти слова станут вашей
педагогической философией».
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час — настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок — самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам — вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня — мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.
А учитель начальных классов — это учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своём учителе идеального человека.
Душевные богатства учащихся начальных классов множатся через душевное богатство учителя, так как дети данной возрастной группы во всём стремятся подражать и копировать своего учителя. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляется в личности младшего школьника через отношения учителя и ученика, и остаются на всю жизнь.
Главные качества учителя начальной школы — это доброта, справедливость, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. А главное дело учителя — целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогая ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения.
Как сказал один мудрец: «Надо обучать не поучая, ведь ребенок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который нужно разжечь». Особое внимание я уделяю применению дидактических игр. Я считаю, что забавная, но умная игра необходима для воспитания и развития на начальном этапе обучения. Именно в играх дети лучше усваивают социальные отношения, нормы поведения, учатся корректировать свои действия и своё поведение. А для развития воображения особенно важна игровая деятельность, которую организует сам ученик. Её главный элемент — творческое начало. Ученик, по — моему мнению, должен получать право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая задача моя — помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные формы обучения: игры, экскурсии, прогулки, занятия творчеством. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учёба была им в радость, нужно, чтобы они всё время, каждый день получали и создавали что-то новое, при этом необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, общаться на равных, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Из урока в урок я убеждаю ребят, что учёба — это их главный и очень серьёзный труд, что их хорошая учёба нужна им самим, маме, папе, бабушке, учительнице, а главное — Родине. Учу ценить учебное время, воспитываю в малышах желание помочь товарищу. Вместе с детьми искренне радуюсь хорошим ответам и успехам каждого и огорчаюсь за промахи и неудачи. А дети это чувствуют и стараются работать с душой.
Главная задача учителя начальных классов в современных условиях — быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребенком чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.
Для решения данной задачи современный учитель начальных классов должен:
- помочь ребенку поставить перед собой цель и овладеть способами её достижения, не забывая при этом о нравственности;
- помочь ребенку стать творцом;
- дать навыки саморегуляции, где ребёнку недостаточно быть исполнителем, а необходимо принимать на себя роль субъекта своей деятельности;
- дать ребёнку средства защиты, восстановления личностной гармонии, физического и психологического стимулирования.
Главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство их занято зарабатыванием денег, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, завистливыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй — одна из главных задач школы, классных руководителей. Активно привлекаю родителей своих учеников к участию во всех классных, школьных и городских мероприятиях. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только папы и мамы, но и бабушки, сестрёнки и братишки учеников.
И мне хочется, чтобы в нашей школе всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю что вместе с детьми, преодолею многое. Только б они верили мне. «Люби детей, будь терпим, совершенствуй свои знания, будь общительным и свободным, не смей останавливаться на достигнутом, и успех придет к тебе,» — это девиз моей педагогической деятельности и в жизни