Портфель достижений — МАОУ МО г.Нягань «НОШ №11»


Портфель достижений

  • Печать
  • E-mail

Портфель достижений как способ оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Все общеобразовательные учреждения российской федерации с 1 сентября 2011 года начали работать по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным, и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.. Одним из инструментов реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является система оценки достижения планируемых результатов, которая направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Традиционного оценивания знаний, умений и навыков, полученных в результате образования стало недостаточно.  Ведь что стоит за сухой оценкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Конечно же, нет. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижений обучающимися  всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфель достижений – портфолио.

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения.

Портфель достижений ученика (портфолио) служит одним из инструментов для оценки динамики образовательных достижений.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Портфолио может быть создан в традиционной форме, когда файловая папка наполняется документами в бумажном варианте, и в электронной форме.

Портфолио —  «за»  и  «против»

О портфолио, как способе оценки индивидуальных достижений заговорили с введением ФГОС. Об этом говорит «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.» Составитель Е. С. Савинов, письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты — мансийского автономного округа — Югры  «О методических рекомендациях о планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования»

1.Термин «портфолио» пришел к нам из  политики и бизнеса.

«Портфолио» имеет несколько значений:

— предмет для хранения и переноски письменных работ, документов 

а) портфель б) «дело», папка;                   — должность министра;   

— серия работ, документов, бумаг, объединенных общей темой.

2.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Школьный портфолио – это рабочая папка, содержащая многообразную официальную информацию, которая документирует приобретенный учебный опыт и разнообразные творческие достижения учащихся. 

Кроме результатов учебного процесса, автобиографических данных, грамот, отзывов, планов здесь может быть  коллекция разнообразных исследований и творческих работ учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных  внешкольных областях.

Цель портфолио:  выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с учебой, результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы на основании данных с разнообразных сторон его деятельности в других учреждениях и в сферах других интересов.

Функции портфолио:

-диагностическая — фиксирует изменения и  рост за определенный период времени;

-целеполагания — поддерживает учебные цели;

-мотивационная — поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

-содержательная — раскрывает весь спектр  выполняемых работ и интересов;

-развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

-рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.

3. Виды портфолио:  официальный портфолио,  портфолио документов, тематический портфолио, портфолио достижений, портфолио идей, портфолио портрет, портфолио процесса, портфолио «для других», портфолио «для себя», портфолио – отчет, проблемно-исследовательский портфолио

4. У портфолио есть положительные и отрицательные стороны.

 «ЗА»  портфолио:

-Портфолио — новый, интересный, современный по способам подачи информации документ, позволяющий всестороннее раскрыть человека;

-Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, такие как тесты и экзамены, характеристики и отзывы, дневники, ведомости и личные дела; 

-Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и процесс самооценивания;

-Ученик выступает как активный участник процесса оценивания;

-Педагогическая философия портфолио предполагает не только акцентирование самооценки, но и перенос ударения с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может;

-Портфолио стимулирует стремление к новым достижениям и развитию;

«Против»  портфолио:

-Нельзя слишком переоценивать портфолио, он даёт большое представление о результатах, но в тоже время редко  описывает процесс индивидуального развития ученика, его учебного стиля;

-Составить и оформить портфолио сложно для учащихся, которые ведут «скромный образ жизни»;

-Механизм внедрения, содержания, оценивания и использования школьного портфолио ещё не отработан, применяется лишь в отдельных учреждениях;

-Сложно количественно, в баллах оценивать дела человека и ценность разных рубрик;

— Нельзя сказать, что, посмотрев портфолио, мы составим правильный и полный портрет  автора и можем только по нему оценить и решить судьбу ученика.

Те портфолио,  образцы которых мы встречаем в типографских вариантах, в Интернете, при обмене опытом с коллегами часто содержат информацию, не имеющую отношения к оценке динамики развития учащегося. Это сведения о семье, о друзьях и и.д.  Считаю, что не стоит перегружать портфолио лишней информацией, лишними разделами, страницами и т.д. 

В нормативных документах, описываются разделы и материалы портфолио.

В этих документах предлагается включение в портфолио следующих разделов:

1.Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Примерами работ могут быть:

по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини‑исследований, записи решения учебно­познавательных и учебно­практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини­исследований и мини­проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото­ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям,
иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото­ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оце­
ночные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)
за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя­предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя­предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочнойидосуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Но все эти предложения носят рекомендательный характер, никаких четких единых требований нет, что я считаю это неправильным. Раз стандарты едины для всей страны, то и система оценки должна быть единой.

При создании портфолио обучающихся класса  использую следующие разделы и документы:

-автобиографию или анкетные данные;

-сводную ведомость годовых оценок по предметам;

— сводную  таблицу результатов диагностики успешности обучения;

— документы, подтверждающие достижения в разных областях (грамоты и дипломы за участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня);

-сертификаты участника в конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня;

-характеристику классного руководителя, отзывы об участии в общественной жизни, благодарности;

-тематику творческих и научно-исследовательских работ  (или сами работы), которые демонстрируют прогресс и достижения в различных внешкольных областях.

В конце каждого класса портфолио должно быть подвержено процедуре оценки в соответствии с рейтингом оценивания, т.к. смысл портфолио не в самом по себе сборе определенных документов, а в том, чтобы каждый ученик мог проследить, увидеть свое продвижение, захотел повысить свой рейтинг, мог сравнить результаты продвижения с чужими и со своими собственными.

Что нам говорят нормативные документы?                                                                         

«…Оценка портфеля достижений ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей».

И здесь возникают  вопросы: «А каковы эти критерии? Где они?». Инструментарий оценивания на федеральном уровне еще не разработан, поэтому критерии оценивания разрабатываются на уровне образовательного учреждения.

Так как единых  рекомендаций к составлению портфолио пока нет, каждый составитель опирается в работе на свою фантазию, свои представления, свои технические возможности. Но все мы должны осознавать, что подходить к созданию портфолио нужно творчески, но серьезно; материалы должны быть оформлены грамотно, эстетично, в одном деловом стиле. Основной смысл портфолио — показать все, на что  способен тот, чье портфолио формируется.

 

Хочу привести фразу  философа Сенеки:

«Когда  человек не знает, к какой пристани он держит путь,  то ни один ветер не будет ему попутным».                                                                                                                

Пока нас мотает из стороны в сторону, но, мы, педагоги, не имеем морального права не понимать или не знать, в каком направлении нужно двигаться. Если путь не указан нам, мы стараемся сами его найти и должны нацеливать наших воспитанников с детства выстраивать свой путь развития, самосовершенствования. Одним из способов выстраивания этого пути и является портфолио.