Анализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год — МАОУ МО г. Нягань «Гимназия» корпус №2


Анализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год

  • Печать
  • E-mail
Подробности
Категория: Библиотека
Опубликовано 20.02.2013 17:20

Анализ работы библиотеки МБОУ «НОШ № 11» за 2012-2013 учебный год.

Библиотека расположена на первом этаже. Занимает изолированное типовое/приспособленное помещение общей площадью 98 кв. м.

Материально-техническое оснащение библиотеки:

Библиотека оборудована: столами (5) для читателей, стульями (24). На окнах – жалюзи. В этом учебном году заменены стеллажи в зале и в книгохранилище. Всего количество замененных стеллажей составляет 32 штуки (односторонних, двусторонних, выставочных). Установлено 2 комплекта «Дидактика-Модуль», предназначенные для хранения наглядных пособий и картографическим материала.Библиотека оснащена АРМ библиотекаря. Также в библиотеке имеется: копировальный аппарат, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, сканер, цветной принтер, телевизор, видеоплеер, DVD.

Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Читальный зал библиотеки занимает совмещенное с абонементом помещение. Имеются 8 посадочных мест для работы с книгами. Имеются два дополнительных помещения для хранения учебников и лабораторного оборудования. Помещения оборудованы стеллажами.

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

  • обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечно-информационного обслуживания;
  • воспитание любви к книге и формирование культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
  • привлечение учащихся к чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.

Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение.

Посещаемость

В библиотеке выделены следующие группы пользователей:

  • учащиеся 1-4 классов – 479
  • педагогические работники – 30
  • прочие – 3

В библиотеке обслуживались всего 512 пользователей. Объём книговыдачи учебников составил 15900 экз. Объём книговыдачи художественной и методической литературы составил 8333 книг. Число посещений за учебный год 7150, таким образом, в среднем каждый ученик школы за год посетил библиотеку 14 раз.

Количество посещений библиотеки и книговыдача сократились по сравнению с прошлым годом. Причина состоит в том, что уменьшилось число учащихся в школе, и книжный фонд почти не обновлялся. Это является основной причиной, так как детям интересно все новое, яркое, красочное.

В течение всего учебного года высокую читательскую активность показали ученики 1-б, 1-е, 2-а, 3-е, 4-г классов.

Анализ посещаемости показывает, что систематически посещают библиотеку ученики 1-х и 2-х классов, которые берут сразу по несколько книг. Из причин непосещения библиотеки ученики 4-х классов называют:

  • отсутствие достаточного количества времени на чтение;
  • наличие большого количества книг дома;
  • возможность получить информацию из Интернета
  • недостаточная оснащенность библиотеки интересующей их литературой.

Фонд учебной литературы

Фонд учебников расположен в книгохранилище. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников. Оформлен заказ на новые учебники на 2012-2013 учебный год. В формировании заказа участвовали руководитель ГМО и администрация школы. В начале учебного года по графику проходит выдача учебников и рабочих тетрадей по классам. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.

Фонд учебной литературы библиотеки составляет 10657 экземпляров.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

  • книга учета фонда школьных учебников;
  • папка «копии накладных»;
  • картотека учета учебников;
  • акты на списание;
  • журнал выдачи учебников;
  • журнал передачи учебников в другие школы в порядке книгообмена.

Фонд учебников расставлен по классам и частично по предметам. Режим сохранности фонда соблюдается. Фонд учебников закрытый. Все учебники технически обработаны.

За учебный год в библиотеку поступило 10945 экз. учебников и рабочих тетрадей.

Все учащиеся школы были обеспечены необходимыми учебниками и рабочими тетрадями.

Производилось списание учебников 2-х, 3-х классов не соответствующих ФГОС и рабочих тетрадей общее количество которых составило – 17242 экз.

Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников.

Подведены итоги движения фонда. Сверка с бухгалтерией проведена.

Фонд художественной литературы

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей.

Фонд библиотеки составляет 3019 экземпляров и укомплектован справочной, научно-популярной, методической литературой и художественной литературой для детей. Большая часть фонда устарела, т.к. последнее поступление в библиотеку было в 2010 году. Пополнение фонда идет только за счет проведения акций «Подари книгу библиотеке» акция проводилась с сентября по май 2013 года. За этот период школьной библиотеке было подарено 250 книг. Периодические издания, пользующиеся большим спросом среди учеников, также пополняются во время акций.

Имеется фонд медиатеки, наглядных пособий, лабораторного оборудования и активно используется педагогами. Ведется журнал выдачи.

Для обеспечения учета при работе с фондом художественной литературы ведётся следующая документация:

  • книга суммарного учета фонда библиотеки,
  • инвентарная книга,
  • акты на списание,
  • журнал учета пособий (диски, видеокассеты, таблицы, лабораторное оборудование)
  • папка « копии накладных»,
  • журнал выдачи пособий
  • читательские формуляры.

Все издания технически обработаны и зарегистрированы в инвентарных книгах. Ведётся работа по расстановке фонда по таблицам ББК, так как, в связи с заменой библиотечного оборудования, классификацию при перестановке книг не удалось сохранить. В 2012-2013 учебном году списание художественного фонда не проводилось.

Подведены итоги движения фонда. Сверка с бухгалтерией проведена.

Работа с читателями

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствие с « Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование из фондов библиотеки печатные издания сроком на 15 дней, пользуются справочной информацией получаемой от библиотекаря, принимают участие в массовых мероприятиях. Библиотекарь контролирует соблюдение

«Правил пользования библиотекой», формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей. Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

Библиотека пропагандировала чтение.

Основные формы индивидуального обслуживания:

  • беседа при записи в библиотеку,
  • беседа при выдаче документов,
  • беседа о прочитанном,
  • рекомендательные беседы при выборе книги,
  • анализ читательских формуляров.

По анализу читательских формуляров можно сказать, что наиболее востребованными среди читателей являются художественная литература и периодика, но количество выдачи снизилось это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется литературой, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, нет книг современных детских писателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки.

От читателей поступали запросы различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, классных часов, проведения предметных недель, подготовки к олимпиадам и написанию проектных работ.

Педагогические работники интересовались материалами для проведения тематических классных часов, библиотекарем подбирались материалы к праздникам и памятным датам. Не высокий показатель выданных материалов учителям можно объяснить устарелостью фонда методической литературы, а так же тем, что в каждом кабинете был установлен компьютер и подключена сеть Интернет.

Еще одной формой работы с детьми явилось проведение, совместно с детской библиотекой, викторин по прочитанным произведениям, где ребята проявили себя не только как зрители, но и как участники действа, они активно отвечали на предлагаемые вопросы, сами рассказывали истории, читали стихи. В дальнейшем хотелось бы продолжить развивать этот способ привлечения детей к чтению.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки – показать читателю наличие книги в фонде и убедить его в доступности фонда. С целью привлечения детей к чтению в библиотеке оформлялись разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам, временные и постоянно действующие. Было оформлено 18 книжных выставок.

В этом учебном году читатели познакомились с творчеством 12 писателей – юбиляров.

Во время проведения «Недели детской книги» было сделано много книг руками учащихся и в следующем учебном году, планируется организовать постоянную выставку с периодически обновляющейся экспозицией, где будут размещаться книги-самоделки, сделанные учениками.

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. В течении года регулярно обновлялся стенд «Для вас, родители», «Для вас, ученики».

Библиотека не оказалась в стороне и при проведении массовых мероприятий, принимала активное участие при проведении школьных и общегородских конкурсах чтецов, в подборе материала для конкурса, организации выступлений.

Проведены ежегодные конкурсы «Лучший читатель книг», «Лучший читающий класс» подведены итоги.

В библиотеке работает актив учащихся 3-х, 4-х классов, которые проводили рейды по проверке сохранности учебников, принимали активное участие во время перестановки фонда и таблиц. Работала «Мастерская» по ремонту книг.

Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители.

Проводилась работа среди учащихся в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В течение этого учебного года было проведено 55 библиотечных уроков.

Работа по самообразованию

Использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет — сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Сдала отчет по самообразованию.

Библиотечно-информационная деятельность библиотеки построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет.

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в следующем году:

  1. Снизилась читательская активность у учеников, книгу заменил Интернет.
  2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.

Задачи, над которыми предстоит работать в 2013/2014 учебном году:

  1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
  2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, продолжить акцию «Подари книгу библиотеке», пополнять фонд медиатеки.
  3. Продолжать работу по сохранности и формированию учебного фонда в связи с введением нового ФГОС.
  4. Продолжить работу с учащимися по формированию у них основ библиотечно-библиографической грамотности
  5. Активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.