Начальная школа, будучи первым этапом всего образовательного процесса, играет роль основы в формировании личности и позволяет создать фундамент, который позволит личности вести деятельность в дальнейшем. В этом возрасте происходит активное развитие ребенка. Поэтому в школе важно дать ему возможность знакомиться с окружающим миром, получать навыки общения, решения прикладных задач.
Сегодня российская начальная школа претерпевает значительные перемены, обретая большую универсальность, открытость. Подход к современному образованию детей меняется с учетом действующей программы ЮНЕСКО «Образование для всех», где основной упор сделан на удовлетворение базовых потребностей.
Федеральный государственный стандарт начального образования или ФГОС НОО устанавливает спектр задач, которые призвана решить школа. Так, на начальном этапе обучения закладывается основа для последующего образовательного процесса, поэтому важно побуждать детей учиться. Данные навыки необходимы для занятий в средней школе и дальнейшего получения профессионального образования.
Также в стандарте содержится перечень обязательных универсальных учебных действий (УУД). На них возлагаются познавательная, регулятивная, коммуникативная, личностная функция.
За последние 20 лет сильно изменились используемые в отечественном начальном образовании подходы. Необходимость в этом стала очевидна на фоне противоречий между поменявшимися образовательными требованиями и реальными результатами, к которым приводили существовавшие на тот момент программы.
Возможность непрерывного образования обеспечивается в вертикальном и горизонтальном направлении. В первом случае речь идет о переходе от дошкольного образования к начальному и общему. А во втором – о тесной взаимосвязи обязательной программы с дополнительными, которые ребенок и родители могут выбирать по своему усмотрению.
Актуальные программы, используемые образовательными учреждениями, предполагают самоценность личности вне зависимости от этапа взросления и обеспечивают гармонизацию учебного процесса.
В школьные годы человек лучше всего впитывает ценности, в том числе духовного характера. Любые педагогические ошибки чреваты проблемами, так как исправить их бывает трудно, а полученная деформация может оказать отрицательное влияние на индивидуальное развитие. Вот почему основной задачей современного начального образования детей является воспитание.
Многие родители очень серьезно подходят к выбору первого педагога для ребенка. Но территориальный принцип все равно приводит к тому, что в одном классе учатся совершенно разные дети.
Среди школ наиболее высоких результатов добиваются заведения, где успешно применяется дистанционное обучение, работают квалифицированные педагоги, обеспечено современное оснащение кабинетов и прочее.
За последние годы система школьного образования претерпела такие перемены:
Теперь есть возможность выбирать учебную программу по ФГОС.
Школьники могут по своему желанию ходить на платные курсы.
Есть варианты очной, очно-дистанционной, дистанционной и заочной формы обучения.
Образование носит, в том числе, инклюзивный характер, поэтому в классе могут учиться ребята с ограниченными возможностями здоровья.
Внесены дополнительные дисциплины, к которым относятся разные иностранные языки, риторика, внеурочные занятия, пр.
Ученики могут на бесплатной основе участвовать во внеурочных конкурсах.
Школьники и учителя пользуются специализированными рабочими тетрадями и тренажерами.
Повышен уровень сложности заданий, которые ребята получают в процессе учебы – считается, что детям должны помогать родители.