После полномасштабного вторжения увеличилось количество проблем, с которыми нужно работать более системно
В начале нового учебного года министр образования Оксен Лисовой заявил, что школам нужно больше психологов. Это поможет детям и учителям справиться с дополнительной нагрузкой, которую вызывает война. Впрочем, существует мнение, что школьные психологи не нужны, ведь часто дети стесняются обращаться к ним, а родители не понимают, действительно ли они способны помочь.
Кто такой школьный психолог на самом деле, что делает его хорошим специалистом, а также что ему нужно для эффективной работы?
Несмотря на то что иногда к школьным психологам до сих пор остаются предубеждения — дети посещают его тайком от одноклассников, а родители по возможности делают угрозу («Если будешь плохо себя вести, отведем к психологу»)— постепенно появляется все больше понимания, что обращаться к ним нормально и нужно. Иногда дети даже более сознательны в этом, чем родители: просят отвести их к психологу, или посещают самостоятельно.
Ребенок может обратиться к школьному психологу с тем, что его беспокоит, ситуативно: например, попросить помочь разрешить конфликт или научить саморегуляции.
После полномасштабного вторжения увеличилось количество проблем, которые нужно прорабатывать более системно. Среди них:
селфхарм, или самоповреждение;
суицидальные мысли;
депрессии;
тревожные расстройства;
нарушение когнитивных функций, ухудшение учебы.
Если симптомы не очень тяжелые — например, небольшая тревога, — школьный психолог может проводить индивидуальные консультации. Если же замечает более серьезные нарушения, или понимает, что в условиях школы не удастся помочь, он может направить ребенка к психотерапевту, в психологические центры и так далее.
Однако даже в условиях войны не все дети нуждаются в помощи одинаково. Некоторым может быть достаточно внешкольных профилактических занятий в группе, на которых они активно взаимодействуют с одноклассниками, учатся ориентироваться в своих симптомах. Или посещать психосоциальные активности, такие как арт-терапия.
Именно поэтому в международной пирамиде психологических интервенций школа и психолог занимают важное место. А для родителей и детей должно быть привычным обращаться при необходимости к психологу, ведь помощь будет.
Но стоит помнить, что школьный психолог не может решить всех проблем. Он может провести первичную диагностику, дифференцировать нарушения у ребенка, понять, какая именно помощь ему нужна — от этого будет зависеть вся дальнейшая работа.
Каким должен быть школьный психолог
Не существует «идеальных» школьных психологов: кто-то специализируется на групповых занятиях, кто-то — на индивидуальных консультациях, кто-то больше занимается лекциями или практическими занятиями, кому-то лучше удается улаживать конфликты и так далее. Многозадачность истощает, а развиваясь в одном русле, человек становится более компетентным. Поэтому нет и «универсальных» качеств, которыми школьный психолог должен обладать.
Впрочем, есть несколько важных условий, без которых работа такого специалиста будет невозможной:
Любовь к профессии
Нужна вера в свое дело, особенно учитывая нагрузку, с которой часто сталкиваются психологи в своей работе. Должно быть любопытство, стремление постоянно узнавать что-то новое. А также желание помочь ребенку — ведь в процессе работы психолог все пропускает через себя, и в искреннем проявлении эмпатии ребенок чувствует поддержку, за которой он и обратился.
Профессиональность
После базового образования, которое психолог подтверждает своим дипломом, его обучение не заканчивается. Нужно «идти в ногу со временем», проходить дополнительные курсы и тренинги, знать новые методики и уметь их использовать.
Например, сейчас важно знать, что такое кризисная помощь, и уметь ее оказывать.
Коммуникабельность и гибкость
Есть такое понятие, как «участники учебно-воспитательного процесса»: это руководство школы, учителя, ученики, родители. Чтобы взаимодействие между ними было эффективным, психолог должен уметь общаться со всеми, найти к каждому подход. Не только сидеть и ждать, когда к нему обратятся, а «выходить в люди».
Например, посещать родительские собрания и рассказывать о психологическом состоянии детей или о симптомах стресса, на которые стоит обратить внимание и при необходимости обратиться за индивидуальной помощью.
Но не все зависит от психолога: в этом процессе у каждого участника — своя функция. Каждый должен делать все, что от него зависит, чтобы школьное пространство ощущалось как безопасное.
Что нужно школьному психологу для эффективной работы
Авторитет школьных психологов постепенно растет, что особенно важно во времена, когда работы у них становится в разы больше. Даже с учетом нормы — 750−1000 учеников на одного психолога, специалисты могут не справляться, в частности с возросшим количеством сложных обращений (таких, как суицидальное поведение у детей). При всем желании, хотя бы заметить его бывает физически невозможно. Поэтому, в зависимости от школы — например, если занятия идут в две или три смены, а дети не успевают пойти к психологу после уроков, или же внимание уделяется только начальным классам, — может потребоваться больше специалистов.
Однако даже несколько психологов не помогут, если для этого не будет нужных условий.
1. Поддержка государства и школы
Случается, что психолога «догружают» уроками, классным руководством, просят следить за опозданиями детей на уроки. Это означает, что руководство не понимает важности роли психолога и тем самым не дает ему возможности выполнять непосредственные задачи.
Оптимально, когда психологи находятся «вне» школьной системы — например, приходят из специализированных центров, и имеют больше свободы действий. Однако и в нынешних условиях наладить работу вполне возможно, если роли психолога не смешиваются, ресурсы не тратятся на сторонние задачи, а инициативы поддерживаются руководством школы.
2. Безопасное пространство
Если ребенок знает, что при необходимости может в любой момент обратиться со своей проблемой к психологу, договориться о консультации после уроков, это означает, что специалист делает свою работу успешно: держит связь с детьми, дает понять, что все конфиденциально (кроме случаев, когда обнаруживается угроза жизни — о суицидальном поведении психолог обязан предупреждать).
Однако если рабочее место психолога, например, в учительской, ни о какой конфиденциальности речь идти не может. У каждого (если их несколько) должен быть отдельный кабинет, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. А групповые занятия со школьниками в таком пространстве будут значительно эффективнее.
3. Поддержка родителей
Школьный психолог не «переделает» ребенка и не сделает «послушным» за пять минут. Но может поговорить с родителями, обратить на что-то внимание, чему-то научить и поддержать.
Задача же родителей — прислушиваться: бывает, что когда психолог указывает на какой-то симптом в поведении ребенка, мама или папа не учитывают это, им кажется, что ребенок просто «капризничает».
Зато именно семья — очень важный фактор резильентности: если ребенок чувствует дома любовь и поддержку, это уже делает его более стрессоустойчивым.
В жизни ребенка есть школа и внешкольные занятия, которые делают его время насыщенным и интересным. Есть дом, его личное и безопасное пространство, куда он несет свои эмоции. А школьный психолог — это посредник, который помогает направить мысли, чувства и действия.