Советы логопеда — МБОУ МО г.Нягань «НОШ №11»


Советы логопеда

  • Печать

Уважаемые родители!

Ваш ребенок пришел в школу. Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли Вы сделали, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от нее зависит успех в усвоении им школьной грамоты.
Предлагаю Вам словесные игры и упражнения, способствующие активации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из школы, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

  1. «Слово на ладошке». Назвать словами предметы, которые находятся у вас в кармане, на ладошке, на шее и т.д.
  2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному и согласовать с ним в роде, числе, падеже существительное.
    Зеленый -… дол, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.
  3. Скороговорки – языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
    Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тане.
  4. «Обобщающие слова»:

    1. Ребенок должен назвать фрукты…, мебель…, овощи…, одежду…, животных…
    2. Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен – это…
    3. Ребенок должен назвать лишнее и объяснить почему. Например, сосна — роза – нарцисс – гвоздика.
  5. «Посчитай». Считает все, что можно сосчитать. Например, одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок… Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок… и т.д.
  6. «Скажи наоборот». Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот».
    Существительные: смех-…, день-…, холод-…, север-…, и т.д.
    Глаголы: пришел-…, нырнул-…
    Прилагательные: широкий-…, маленький-…, богатый-…и т.п.
    Наречия: далеко-…, высоко-…
  7. «Подбери слово». Ребенку предлагается подобрать слова на какой-либо звук. Например, фрукт, название которого начинается со звука А (апельсин, абрикос, ананас…).
  8. «Большой — маленький». Ребенку предлагается назвать предмет ласково, например, ложку — ложечка, стул — стульчик, и т.д. В сказках о диких и домашних животных это могут быть названия детенышей, а могут быть ласкательные слова: лисонька, коровушка.
  9. «Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это? (Репка). Загадывайте детям так же описательные загадки. Например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
  10. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит, он яблочный; варенье из яблок – яблочное и т.д.
  11. «Подумай и ответь». Предлагайте детям задачи с хитринкой, типа: Чего в лесу больше: елок или деревьев?
  12. «Подбери слово». Птица – перья. Рыба — …Огурец – овощ. Ромашка — …
  13. «Расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения.
  14. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте о содержании, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте героев сказок.