Анализ работы библиотеки за 2011-2012 учебный год — МАОУ МО г. Нягань «Гимназия» корпус №2


Анализ работы библиотеки за 2011-2012 учебный год

  • Печать
  • E-mail
Подробности
Категория: Библиотека
Опубликовано 20.02.2013 17:20

Анализ работы библиотеки за 2011 — 2012 учебный год.

Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения и участвует в учебно-воспитательном процессе.

С поставленными задачам библиотека в основном справилась. Всем пользователям библиотеки был обеспечен доступ  к информации, знаниям, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.

Проводилась работа:

  • по формированию навыков независимого библиотечного пользователя (обучение поиску, отбору информации);
  • по  внедрение новых информационных технологий;
  • по формированию комфортной библиотечной среды;
  • по совершенствованию предоставляемых библиотекой услуг.

Читатели:

 Всего – 572 читателей.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

  • педагогические работники –23 пользователей
  • прочие – 26 пользователей
  • учащиеся –523  пользователей

Остались не охваченными чтением 67 ученика.

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределению их по отделам библиотечной классификации, дополнительно в дневник введена графа, характеризующая объем выданных учебников, дисков и таблиц.

По сравнению с прошлым годом книговыдача уменьшилась. Так как фонд художественной литературы не пополняется. Приоритетное направление работы – это всестороннее раскрытие книжного фонда для читателей, поэтому в течении года выдавались на дом книги из читального зала энциклопедии, словари, справочники.

Книговыдача всего:

Посещаемость:

Контрольный показатель посещаемости составил 9382, что на 266 посещений меньше  чем в прошлом году. Один раз в четверть информация доводилась до  классных руководителей о чтении и посещении библиотеки учащимися.

Наибольшую активность проявили учащиеся 1-в, 1-б, 2-д,  3-а, 4-д,  классов, регулярно посещали библиотеку учащиеся 1-а, 1-д, 2-в, 2-а, 3-г, 3-д, 4-г,  систематически читали самостоятельно или по заданию учителя. Редко пользовались библиотекой учащиеся 4-в, 3-г,  2-б классов.

Библиотечный актив в течении года проводил работу с должникамипо мелкому ремонту книг, следил за правильностью расстановки фонда и сохранностью учебников.

Осуществлялась индивидуальная работа с учащимися: проводились беседы при записи в библиотеку о правилах пользования библиотекой, о культуре чтения, о прочитанных книгах. Библиотека помогала учащимся работать с текстами, готовиться к сочинениям, работать над рефератами, докладами.

Совместно с педагогическим коллективом проводилась разносторонняя массовая работа с учащимися по привлечению учащихся в библиотеку,  к систематическому чтению — это экскурсии в библиотеку, литературные викторины,  обзоры литературы,  Неделя детской книги, мероприятия, которые проводились в рамках предметных недель,оформлялись книжные выставки. В библиотеке оформлялись разные виды выставок: постоянно действующие, персональные к юбилейным датам писателей, выставки к знаменательным и памятным датам, тематические, новых поступлений, книг — юбиляров, выставки одной книги. Всего оформлено 25 выставок. Регулярно обновлялись стенды.

Для родителей оформлен  уголок, где помещаются советы родителям о чтении в семье, памятки, как развивать читательский интерес у детей, как выбрать книгу для ребенка, семейный календарь, календарь знаменательных дат, праздничные поздравления и т.д.
Ежегодно проводятся конкурсы «ЛУЧИК»,  на лучшего читателя с целью выявить и поощрить лучших читателей среди учеников, активизировать посещаемость библиотеки, и на лучший читающий класс,  чтобы выявить и поощрить самые читающие классы. Итоги конкурса подводились два раза в год. Победители награждены грамотами и книгами. Создан банк данных активных читателей.

В течении года библиотека сопровождала учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов и учащихся:

  • работа в этом направлении состояла  в создании собственных информационных продуктов;
  • в осуществлении обслуживания педагогов и обучающихся, предоставлении информационных ресурсов на различных носителях;
  • в оказании информационной поддержки в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной деятельности обучающихся;
  • в организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности.
  • в содействии членам педагогического коллектива в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, дисков, презентаций);
  • разработка рекомендательных библиографических пособий;
  • создание и организация доступа к банку педагогической информации, осуществление ее накопления, систематизации по предметам и темам.

Проводилась работа по распространению библиотечно — библиографических знаний и развитию культуры чтения:

  • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
  • экскурсии по библиотеке;
  • проведение практических занятий по выбору литературы;
  • библиотечные уроки по обучению правилам обращения с книгой,  навыкам пользования справочной литературой, библиографическими указателям.
  • игровые мероприятия  «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина») — это библиотечная игра соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно — библиографической грамотности участников, их знания и умения.

Работа с фондом была направлена:

  • на пополнение и расширение библиотечного фонда в целях удовлетворения интересов всех групп пользователей (привлечение спонсорских средств, проведение благотворительных акций «Книга — в подарок твоей библиотеке»);
  • на обеспечение сохранности фонда библиотеки;
  • комплектование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации;
  • на аккумулирование фонда документов, создаваемых в учреждении (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
  • осуществление размещения, организации и сохранности документов.
  • прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.

Проводилась работа по организации библиотечного  фонда.
Библиотечный фонд оформлен с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок. Расстановка документов систематико-алфавитная  в соответствии с библиотечно – библиографической классификацией. Организован фонд ценных документов. Предусмотрены  меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе. Принимались  меры для своевременного возврата документов. Проанализирован  состав фонда и его использование выявлены устаревшие, ветхие документы и проведено списание по установленным нормам и правилам. В течении года проводился регулярный контроль за выданными читателям документами.
Самая серьезная проблема библиотеки – недостаточное комплектование фондов художественной литературой, не выделяются средства на подписку периодических изданий.

Учебный фонд укомплектован в соответствии с образовательной программой ОУ, используются учебные пособия имеющие рекомендательный гриф МО Российской Федерации. Учащиеся были обеспечены основным комплектом учебников, а учащиеся первых классов и рабочими тетрадями за счет средств субвенции.

Организовано размещение и хранение учебников в отдельном помещении, проводились рейды по сохранности за выданными учебниками, в целом учебники сохранены хорошо.  Принимались меры для своевременного возврата учебников и учебных пособий. Ведется  журнал выдачи учебников по классам,  картотека учебников, методических пособий, учебных материалов на нетрадиционных носителях.

При получении документов проводилась  техническая обработка. Принято и обработано за год – 10513 экз.,  учебников и рабочих тетрадей (оформление накладных их своевременная передача в бухгалтерию, запись в книгу суммарного учета, картотеку, штемпелевание). 

Проведена диагностика уровня обеспеченности учащихся.

Проведена  инвентаризация учебников,  списание ветхих и устаревших учебников выбыло –8882экз. (отражено в книге суммарного учета и картотеке учебной литературы). Работа с резервным фондом учебников проводилась в течении года (ведение его учета, размещение на хранение, передача в другие школы).Прием и возврат литературы выданной на временное пользование из других библиотек.

Составлен совместно с учителями заказ на учебники,  планируемые  к использованию в следующем году по Федеральному перечню учебников рекомендованных  Министерством образования России. Согласован и утвержден бланк-заказ администрацией школы, и передан методисту ММЦ. За счет средств субвенции приобретены недостающие учебники и рабочие  тетради для учащихся 1- 4 классов на новый учебный год.  Фонд учебников вместе с рабочими тетрадями насчитывает 16954 экземпляра.

В библиотеке хорошее техническое оснащение,  три  компьютера  для работы учителей, копировально — множительная техника, сканер, цветной принтер, большой телевизор,  DV проигрыватель, видеомагнитофон.  Работа по улучшению материально-технической базы библиотеки продолжается, заказаны книжные стеллажи.

В течении года поддерживалась  связь с проводилась  совместная работа  с детской библиотекой проведено 18 мероприятий для учащихся во 2-3 классах. На семинарах осваивались различные технологии и методы обучения. Для работы использовалась  информация  из профессиональных изданий, из опыта школьных библиотекарей.

Задачи на 2012-2013 учебный год:

  • совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий для привлечения учащихся в библиотеку
  • продолжить работу с учащимися по формированию у них основ библиотечно-библиографической грамотности
  • продолжать работу по сохранности и формированию книжного фонда в связи с введением нового ФГОС НОО.