Концептуальные положения — МАОУ МО г.Нягань «НОШ №11»


Концептуальные положения

  • Печать
  • E-mail

Разработка программы внеурочной деятельности обучающихся требует соблюдения строгой логики в выборе форм и содержания работы, поскольку решается целый комплекс задач:

1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;

3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).

Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.

Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.

Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».

Любое знание становится настоящим знанием, только тогда, когда оно становиться личностным опытом, связанным с собственной эмоциональной и поведенческой первоосновой, только опыт ценности и поступка превращает личность в человека.

Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.

Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:

1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;

2. Познавательно-проектная деятельность;

3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;

5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;

6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;

7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;

8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;

9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека: через игру, к обучению и воспитанию, к труду, как преобразующему творчеству.

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс. 5-8 класс», авторского коллектива под научной редакцией Т.Я. Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству.