Будем говорить правильно
Воспитание чистой речи у детей – задача родителей, учителя. Предлагаю Вам упражнения, которые можно использовать в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений. А чтобы Вашему ребенку учиться было интересно, они собраны в артикуляторные сказки.
Артикуляционная сказка «Теремок»
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок |
Надуть щёки |
|
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой |
Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими |
|
В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями |
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы |
|
и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный |
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать |
|
ветер. Стены у дома были красивые. |
Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки |
|
Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево… |
Поочерёдно надувать щёки |
|
Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад, |
Двигать челюстью вправо-влево |
|
дверь то закрывалась, то открывалась. |
Открыть рот |
|
Даже труба на крыше закачалась, |
Хоботок |
|
вдруг дом рухнул и рассыпался… |
Худышка – втянуть щёки |
|
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась. |
Нижними зубами закусить верхнюю губу |
|
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит: |
Верхними зубами закусить нижнюю губу |
|
«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!» |
Широко открыть рот |
|
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой. |
Улыбка. |
|
Артикуляционная сказка «Про гнома»
Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке |
Улыбка |
|
Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» — пели часы. |
Часики – раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево |
|
Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки, |
Двигать кончиком языка вверх-вниз |
|
поел вкусного варенья и побежал гулять |
Варенье – передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба |
|
Перелез через забор, |
Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны |
|
скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку. |
Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается |
|
Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать |
Нос поморщить |
|
Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день. |
Язык лопатой, подуть на кончик языка |
|
Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом. |
Горка Забор |
|
Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку, |
Произнести звук с-с-с |
|
умылся, почистил зубы, |
Щётка – кончиком языка почистить нижние зубы |
|
задул на ночь свечу, |
Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У |
|
и лёг спать. |
Лопата – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении |
|
Артикуляционная сказка «День рождения Винни-Пуха»
Жил-был Вини Пух. |
Толстячок – надуть обе щёки |
|
Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко, |
Кончик языка потянуть к носу |
|
на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца, |
Двигать языком вверх-вниз |
|
на домик Пятачка, на домик Иа-Иа |
Двигать языком вправо-влево |
|
«Какая чудная погода!» — воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей: |
Улыбка |
|
покрасил потолки, |
Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно). |
|
оконные рамы, |
Варенье широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. |
|
взял острый гвоздик и |
Иголка – сильно потянуть кончик языка вперёд |
|
прибил к стене свой портрет. |
Молоток – напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп |
|
Красивым и уютным стал его дом. |
Улыбаться |
|
Испёк Вини печенье, |
Лепёшки – широкий передний край языка положить на нижнюю губу |
|
пирожки, |
Пирожок – широкий язык положить на нижняя губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в пирожок |
|
ватрушку, |
Покусать язык |
|
намазал её сверху вареньем. |
Вкусное варенье |
|
Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей. |
Блюдце – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу |
|
«Как это здорово, когда к тебе приходят гости!» — воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус. |
Фокус – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа. |
|
Артикуляционная сказка «Маша и медведь»
Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла |
Горка – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Санки – боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. |
|
гулять. Шла-шла, на избушку набрела. |
Толстячок– надуть обе щёки |
|
Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит, |
Грибок – прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10. |
|
на нём чашки стоят. |
Чашечка – боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу |
|
Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша |
Лопатка |
|
блинов, сделала лепёшек много-много с тонкими краями. |
Пожевать края языка |
|
Вдруг открывается дверь, и входит медведь. |
Открыть рот |
|
Маша испугалась и зажмурилась от страха. |
Зажмуриться |
|
Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел |
Нахмуриться |
|
на столе порядок, чашки стоят, |
Чашечка |
|
блины в тарелке остывают с вареньем, |
Вкусное варенье |
|
пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются. |
Пирожки |
|
Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!». Посадил Машу в санки и повёз в деревню. |
Улыбка. Поцокать языком под верхней губой. |
|
Артикуляционная сказка «Колобок»
Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала. |
Пожевать язык |
|
Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться. |
Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. |
|
Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу. |
Язык перешагивает через зубы.
Лопатка |
|
Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» — закричал Волк пронзительно. |
Оскал Покусать верхние и нижние губы |
|
Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево – вкусно пахнет |
Хоботок |
|
Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило. |
Иголка к носу
Оскал Прикусить язык |
|
Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает. |
Лопата
Часики |
|